Светлое печное топливо - описание и характеристики.

Светлое печное топливо обладает более высокими и привлекательными эксплуатационными качествами и сейчас производители часто используют процесс осветления темного топлива.

Используется технология, в ходе которой уменьшается количество серы, входящей в состав топлива. От ароматических углеводородов избавляются гораздо реже, так как это дорогой процесс и стоит больше, чем само топливо. 

Светлое печное топливо имеет широкую сферу применения. 

Основной вид использования светлых сортов печного топлива – это использование его системе отопления частных домов, производственных площадок и АБЗ (асфальтобетонные заводы) где применяются небольшие и средние отопительные установки.

Часто светлое печное топливо используют на дачах и в загородных домах, куда невозможно подвести газопровод.

Помимо всего прочего, спрос на светлое печное топливо есть среди котельных и сельскохозяйственных предприятий, при постоянно растущим объеме зернохранилищ, овощных складов, загонов для скота, которые отапливаются печным топливом. 

В нашей стране есть множество компаний и предприятий занимающихся изготовлением и реализацией различных марок печного топлива.

Практически в любом городе можно подобрать для себя тот или иной вариант печного топлива. 
После приобретения, печное топливо необходимо хранить с соблюдением определенных условий: вдали от ультрафиолета, при средней влажности.

Печное топливо следует уберегать от экстремально низких и высоких температур. Это позволит сохранить эксплуатационные свойства топлива, необходимые для качественного обогрева жилых помещений и хозяйственных построек. 

Приобретение, хранение и перевозка светлого печного топлива

С транспортировкой и с хранением печного топлива особых проблем не возникает.

  1. Печное топливо перевозят в автоцистернах, бензовозах или бочках с помощью железнодорожного и автомобильного транспорта.
  2. Цистерны должны быть оборудованы нижним сливом для удобного слива топлива и иметь систему контроля давления для поддержки безопасного давления в в емкости.
  3. Если необходимо перевезти небольшой объем топлива, то можно использовать канистры, но при этом они должны быть изготовлены из металла или полимерных материалов.
  4. При транспортировке печного топлива и подобных продуктов необходимо оставлять 5 - 10% свободного объёма емкости для возможности расширения продукта во время транспортировки.

Цены на светлое печное топливо

Цены на светлое печное топливо могут изменяться в широких пределах в зависимости от используемого сырья и затрат на его производство, как правило светлое печное топливо поставляемое оптом имеет более высокую цену, чем тёмное печное топливо из-за более высокого качества приближенного по своим характеристикам к дизельному топливу.

Характеристики светлого печного топлива

Светлое печное топливо похоже на обычное дизельное топливо, но есть различие в характеристиках.

В светлом печном топливе повышенное содержание примесей и разнообразных органических соединений, это и отличает его от простой очищенной солярки.

К производству темного печного топлива нет особых требований, поэтому его изготовление обходится дешевле и влияет на выходную цену за литр.На сегодняшний день это недорогой и экономичный вид горючего.

Печное топливо подразделяют на светлое и темное оно тяжелее дизельного горючего, а его вязкость и плотность выше чем у солярки.

Светлое печное топливо имеет более высокую теплоотдачу и его можно использовать для тепло-генераторов и высокопроизводительных отопительных котлов.
Но по большому счету, светлое и темное печные топлива относятся к одной и то же разновидности горючего.

Светлое печное топливо для "АБЗ" (асфальтобетонные заводы)

Современные высокотехнологичные асфальтобетонные заводы используют качественные виды светлого печного топлива из-за возникающих экологических требований современного мира который пришёл и в Россию, где предъявляются повышенные требования к экологической безопасности подобных предприятий.

Развивающиеся асфальтобетонные заводы имея высокую рентабельность постепенно заменяют старые горелки на тёмном печном топливе и мазуте на новые высокотехнологичное горелки работающие на светлом печном топливе и солярке, светлое печное топливо в отличие от солярки имеет более высокую калорийность и высокий КПД соотношения кило продукта на полученное в результате сгорания тепло, это дает экономию и по объему и по цене продукта.

На сегодняшний день цена светлого печного топлива достаточно высока и приближается к цене дизтоплива.

Но из-за более высокой калорийности светлое печное топливо всё равно выгоднее, чем дизтопливо для использования в системах отопления где требуется именно калорийность продукта, при этом позволяет полностью автоматизировать процесс производства и отопления, снижая расходы на на персонал, очистку и замену фильтров, ну и прочие негативные вещи связанные с тёмным печным топливом.

Растущий профессиональной и бытовой интерес к печному топливу, особенно к светлому виду этого нефтепродукта, вызван следующими факторами. 

Широкое применение систем автономного отопления, работающих на жидком топливе, которые отлично зарекомендовали себя для обогрева жилых и промышленных помещений при отсутствии технической возможности подключения к магистральному газу. 

Помимо прочего интерес к печному топливу проявляют продавцы ГСМ и сами автолюбители.

Учитывая схожесть характеристик светлого печного топлива (СПТ) и дизеля (ДТ) некоторые продавцы пытаются продать СПТ под видом ДТ для получения большей прибыли, а автовладельцы переживают, как это отразится на надежности транспорта и расходах на его ремонт.

Чтобы избежать различных заблуждений необходимо рассмотреть характеристики данных нефтепродуктов.
Характеристики дизтоплива и светлого печного топлива

Характеристики/вид продукта ДТ ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009) СПТ (ТУ 38.101656–87)(ГОСТ 10585–99)
Фракционный состав
10 % перегоняется при температуре не менее 160°С
 65 % перегоняется при температуре не более 250°С
90 % перегоняется при температуре не более 360°С 340°С
Плотность при 20 ° С 820-845 кг/м3     840 кг/м3
Кинематическая вязкость при 20 °С не выше 2 – 4,5 мм2/с 8 мм2/с
Температура предельной фильтруемости(зима) 5°С  (-20°С) 5°С  (-10°С)
Массовая доля серы не выше 0,05% 0,5%
Зольность не выше 0,01% 0,02%
Коксуемость 10 % остатка 0,3 0,35

Из приведенной таблицы видно, что характеристики ДТ и СПТ имеют совсем небольшие различия, и именно поэтому есть мнения о возможности использования печного топлива вместо дизельного для заправки автомобилей и о применении дизеля для жидко-топливных котлов. 

Чтобы выяснить разницу между СПТ и ДТ стоит отметить, что светлое печное топливо производят путем прямой перегонки дизельных фракций вторичного происхождения.

 Анализируя его фракционный состав  СПТ можно сделать вывод, что оно тяжелее дизтоплива и отличается более высокой вязкостью (8 против 1,8 – 5). Учитывая, что СПТ может производиться по ТУ с менее строгими требованиями по норме цетанового числа и содержанию серы, можно сделать вывод о вреде, который нанесёт СПТ дизельным силовым агрегатам. Это приводит к появлению отложений на деталях двигателя и их разрушению под воздействием серных кислот и соединений. Более высокая вязкость СПТ затрудняет работу мотора и снижает его мощность.

Еще один важный показатель, который имеет значение в зимний период, это температура застывания, которая у СМТ отличается на 20°С. В холодную погоду дизельный двигатель на таком топливе не запустится. 

Рассуждая о применении светлого печного топлива в качестве топлива для систем отопления, следует принять во внимание, что требования, которые предъявляют отечественные и европейские производители котлов отличаются.

Возьмем для сравнения европейские требования к характеристикам котельного топлива по нормативам EL DIN 51603, предусмотренным для котлов отопления: 

Характеристика Показатель
Плотность 840 кг/м3
Кинематическая вязкость при 20 °С не выше 6
Массовая доля серы не более 0,005%
Зольность 0,01%
Коксуемость 10 % остатка 0,3%

Значимыми в таблице будут характеристики зольности, коксуемости и содержания серы.

Первые два показателя применительно к отопительным котлам показывают интенсивность с которой образуется сажа на перегородках котла и дымохода, а экспериментальные данные демонстрируют, что сажевый слой толщиной, всего 0,01см снижает эффективность котельного оборудования на 4%. 

При увеличении такого слоя до 8 - 10 %, эффективность падает уже на 8% и более %.

В процессе горения жидкого топлива, содержащиеся в нем соединения серы, преобразуются в серную кислоту и  разъедают стенки котлов и дымоходов, поэтому для отопления лучше использовать топливные материалы с низким процентным содержанием серы. 

Высокая вязкость светлого печного топлива не сказывается критично на работе котельного оборудования.

Если учесть все вышесказанное, то можно прийти к выводу, что и для отопительных систем больше подходит дизельное топливо, чем СПТ. Но есть одно «но», стоимость нефтепродуктов!. 

Бытовое печное топливо обходится дешевле, и при покупке недорогого котла разница в цене позволит быстро окупить его стоимость и сэкономить существенные средства, часть из которых пойдут на обслуживание, чистку и даже замену котла при необходимости.